Уроки И. Менухина (техника игры на скрипке; перевод в комментарии)

Понравилось?Расскажите друзьям
Общайтесь со мной

Один отзыв

  1. admin пишет:

    Шесть уроков И. Менухина, посвященных технике игры на скрипке. Для скрипачей всех уровней. Перевод в комм.
    1. Вводный урок.

    Прошу прощения за плохое качество – это старая программа ВВС.

    00.55. Для создания этих шести обучающих фильмов, я выбрал 6 детей из моей школы – пятеро из них уже провели здесь некоторое время – и знакомы с моим подходом. Самая же младшая еще никогда не держала в руках скрипку. Но даже и для нее эти уроки будут полезны – когда в дальнейшем старшие дети разъяснят ей все. Старшие же могут повторить то, чему они здесь научились. Я надеюсь, что эти уроки будут полезны всем скрипачам всех возрастов.

    01.40. Все вы знаете вещь, кот. я держу в руках. Я полагаю, что вы провели с ней много часов – надеюсь, это были приятные часы. Она стоит потраченных усилий. Во-первых, это прекрасный товарищ, и она станет еще прекраснее, когда вы заставите ее звучать. Это, м.б., немножко сложнее, чем может показаться, когда играет хороший скрипач. И именно потому, что я хотел бы, чтобы вы наслаждались ей, и чтобы другие наслаждались вашей игрой, чтобы вы с полной свободой могли передавать как ваши собственные мысли и чувства, так и мысли и чувства великих композиторов, писавших для скрипки, – ради этой цели я и подготовил свои уроки. С вашей стороны потребуется строгая дисциплина и большое внимание и точность. Было бы большим заблуждением думать, что, овладев однажды умением играть на скрипке, вы можете никогда больше не думать об этом. Я надеюсь, что эти уроки будут достаточно точными и ясными – так, чтобы вы могли впоследствии, даже хорошо овладев инструментом, возвращаться к этим заданиям – практически, ежедневно, – и конечно, с каждым днем они будут становиться для вас все проще и проще. Мой подход основан на нескольких принципах – они будут проясняться в ходе уроков, поначалу же, вероятно, покажутся не очень понятными. Тем не менее, уже сейчас я должен назвать их. Мы все знаем, каковы основные принципы овладения техникой игры на инструменте. Это экономия сил, сглаженность поворотов при смене направлений, непрерывность, округленность (отсутствие угловатости), способность к предвосхищению – что имеет огромное значение – чтобы не было неожиданностей; гибкость, сила, скорость… и, конечно, ритм – в потоке которого нужно все время находиться. Нас будет интересовать – как достичь всего этого. Я, как вы увидите из этих уроков, руководствуюсь тремя промежуточными принципами. Первый из них – рассматривать игру на скрипке в контексте 3 измерений, и «разбить» ее на движения в каждом из измерений. Это вертикальное (направленное против силы тяжести) вверх-вниз; горизонтально-направленное – когда мы идем или когда мы ведем смычок по струнам; и еще движение из стороны в сторону. Каждый вид движений мы будем отрабатывать, развивая силу, гибкость и эластичность. Далее наступит второй этап, когда мы должны будем собрать их снова в одно целое – т.к. ни одно движение не происходит на самом деле только в одном из измерений. Мы объединим их вновь – в круговые и эллиптические движения, чтобы добиться плавности. И, наконец, на третьем этапе, мы должны выстроить координационную систему движений всего тела – которые бы поддерживали даже мельчайшее из этих необходимых для игры на инструменте движений. Сейчас я хотел бы проиллюстрировать сказанное на скрипке. Это, конечно, несколько предвосхищает наши уроки – но поможет вам яснее понять мои слова.

    Допустим, я играю левой рукой такую фигуру. (Показывает.) Это движение можно разбить на три составляющие: вертикальное (связанное с силой тяжести) – когда мы держим руку на определенной высоте; горизонтальное – вдоль струны; и, наконец, колебательное движение всей руки из стороны в сторону. Даже когда мы работаем над каждым из этих движений по отдельности, мы, конечно, не должны забывать о присутствии двух других. Мы сосредоточимся на каждом из них по отдельности, помня при этом о том, что не существует ни одного движения, кот. не включало бы работу всей руки – от кончика пальца до лопатки.
    06.20. Сейчас я еще раз покажу эту же фигуру, преувеличивая каждое из этих движений, чтобы вы смогли увидеть их. (Показывает.)
    То же самое применимо и к правой руке. Если я играю один звук, просто-напросто сменяя смычок (показывает) – это опять же включает вертикальный элемент – удержание руки на определенной высоте; горизонтальное – ведение смычка; и что, пожалуй, менее очевидно, это включает движение всей руки из стороны в сторону, кот. становится совершенно ясным при следующем ведении смычка (показывает – 07.10).
    07.20. Эти движения, даже объединенные вместе, как мы это делаем, в виде округлых и эллиптических форм – не будут полными без третьего элемента – движения всего тела, связанного с ними и поддерживающего их. Это, последнее, имеет две составляющие: поза и гибкость. Поза включает растяжку и равновесие. Всем ясно, что мягкий объект – как, например, подушку – невозможно поместить таким образом, чтобы он сохранял равновесие под воздействием силы тяжести – но это можно сделать для тросточки или зонтика, т.к. эти предметы – длинные и прямые. Т.о., от того, насколько мы длинные (высокие) и прямые, зависит наша способность сохранять состояние равновесия, количество энергии, которые мы тратим на то, чтобы сохранять прямое положение тела, а также скорость и уверенность, с которой восстанавливаем равновесие, реагируя на дисбаланс. (Хм… Мысль ясна, но силлогизм, конечно, не совсем корректный.) Все это зависит от нашей головы – в той же степени, как и от ног.

    08.30. Начнем с ног. Если мы держим ноги вместе, пока мы стоим спокойно, это нам не мешает – но как только начнем играть, мы очень легко можем потерять равновесие. Если же мы поставим их слишком далеко друг от друга, это будет довольно неудобно, т.к. в этом случае для того, чтобы свободно двигаться, нам придется прыгать. Если же мы ставим ноги приблизительно таким образом (08.55), у нас появляется хорошая опора, достаточно прочная, и в то же время, достаточно подвижная, чтобы мы могли свободно двигать телом, головой – находясь при этом в равновесии.
    Теперь перейдем ко второй крайней точке – голове – кот. чрезвычайно важна при игре на скрипке. Не только для того, чтобы думать, но также и как часть нашего тела, конечность (кхм…). У нее есть вес, и она очень подвижная и гибкая. И если мы не будем поддерживать ее гибкость, если мы не будем следить за свободой шеи, мы рискуем нажить большие неприятности. Очень многие скрипачи страдают от болей, неприятных ощущений и напряжения в шее и плечах. Единственная роль головы при игре – касаться скрипки и, иногда, слегка опираясь на нее, придерживать скрипку, чтобы она не выпала.
    10.00. Теперь, для иллюстрации сказанного о гибкости тела, я хотел бы показать вам на примере, каким свободным и “текучим” (гибким) должны вы чувствовать свое тело. Движения наших рук мы можем начать с движения тела – конечно, в обычном случае, вы не будете играть таким образом, тем не менее, тело всегда должно быть готово подготовить движения конечностей. Но предположим, что мы начнем движение исключительно от тела – конечности свободны и готовы начать движение, импульс которому задает тело. (10.30) Таким должно быть общее ощущение тела. Конечно, когда вы будете играть, вы не будете делать таких движений, но есть определенные случаи, когда ведение смычка требует довольно широкого /значительного/ раскачивания телом.

    11.00. Теперь я хотел бы отложить скрипку. И мы начнем с самого начала. Нам нужно подготовить, настроить все наше тело, прежде чем мы сможем подготовиться собственно к игре на скрипке. Кэрон покажет первые подготовительные упражнения. Выполнение этого комплекса упражнений обычно занимает 10 минут в наших ежедневных занятиях. Но сейчас нам нужно будет лишь отметить основные принципы.
    11.30. Мы начинаем упражнение в согнутой позе, когда тело полностью расслаблено, голова свисает, руки на полу. Мы делаем несколько глубоких вдохов и на выдохе распрямляем ноги, все еще опираясь на руки, еще несколько вдохов и выдохов, и на вдохе мы выпрямляемся. Теперь мы проверяем нашу позу: стопы должны быть параллельно друг другу, своды стоп работают, колени прямые, спина выпрямлена, плечи опущены и развернуты, голова поднята. Мы вытягиваем руки перед собой (в горизонтальном положении), следя за дыханием и растягивая тело в каждой точке; так же тянемся вверх, поднявшись на носки, с глубоким дыханием; и также, соединив ладони; затем, разведя руки под углом в 45 градусов, работаем руками в плечевых суставах, поднимая (растягивая) их вверх – и опуская вниз; то же делаем в горизонтальной позиции – сначала делая вращательные движения руками, а затем плечами, поочередно, поворачивая голову в сторону каждого из них: когда одно плечо тянется, другое отводится назад, к лопатке. И круговые движения двумя плечами одновременно, сопровождающиеся движениями головы (голова движется вперед-назад). Далее упражнения для головы – вращение, растягивание вперед и назад, и из стороны в сторону – в индийском стиле… Это первое упражнение. Спасибо, Кэрон.

    13.30. А теперь Элизабет покажет второе упражнение, кот. уже в большей мере связано с игрой на скрипке и основано на постоянном (круговом) движении. Согнувшись и полностью освободившись в пояснице, голова и руки висят без движения в свободном положении, Элизабет начинает движение с небольшого покачивания, которое вызывает пассивные круговые движения рук. Движение продолжается, и постепенно движения рук становятся более и более сознательными (активными), при этом круговые движения руками и раскачивание тела происходит без остановки, и постепенно она приходит к движениям, имитирующим игру на скрипке. Обе руки находятся приблизительно на уровне плеч, голова также принимает участие в движении, производя приятные как бы массирующие движения – которые приближают нас к тем ощущениям удовольствия, кот. мы должны испытывать играя на скрипке.
    14.34. Далее мы продолжаем наши упражнения круговыми движениями в запястьях, помня о том, что как при движении вперед, так и при движении назад, в противоположном направлении, пальцы рук также должны быть расслаблены и свободно двигаться в суставах. 14.55. Затем, совершая движения в локтевых суставах, мы “вешаем” руки следующим образом и раскачиваем их вперед и назад, а затем раскачиваем их над головой, довольно энергично, упражняя мышцы спины. 15.10. Дальше мы переходим к круговым движениям, выполняемым всей рукой, – сначала в одном направлении, с поочередным перекрещиванием рук (сверху поочередно то правая, то левая рука), упражнение выполняется так энергично, как нам захочется; затем в противоположном направлении, можно делать быстрее, с большей энергией и амплитудой. 15.30. Затем движения двумя руками в противоположных направлениях – и наоборот. 15.40. И, наконец, крестообразные движения руками (“восьмерки”), сопровождающиеся движениями плечами вверх и вниз (каждый раз – в верхней и нижней точке – мы растягиваем плечи и мышцы спины. Спасибо, Элизабет. Хорошо.

    16.00. Теперь я хотел бы показать вам несколько упражнений, с которыми вы знакомы в меньшей степени. Ты можешь удерживать равновесие, стоя на одной ноге, Дэвид? Неплохо. Очень хорошо. Равновесие – очень важная вещь для скрипача, т.к. он не может находиться в статичной, неподвижной позе, но всегда должен быть… подвижен. Поэтому когда вы стоите на двух ногах, не должно быть такого чувства, будто бы вы “вросли в землю”, совсем наоборот. Эту цель и имеют в виду следующие упражнения, которые в йоге называются позой аиста, и очень хорошо помогают осознать и развить чувство равновесия. Я покажу вам два варианта этих упражнений. Первый вариант выглядит так: 17.00. И назад. Обязательно следите за тем, чтобы плечо во время выпрямления ноги было опущено (17.10.). Снова назад. Еще одно упражнение, чрезвычайно полезное для людей, которым приходится много стоять. Оно называется стойка на плечах. В этом положении ноги находятся наверху, и кровь отливает от них, благодаря чему снимается скопившееся в ногах за целый день напряжение. Оно также очень хорошо растягивает шею и снабжает кровью голову. Из этого положения мы переходим в положение, называемое “плугом”, когда ноги касаются пола за головой. И, в конце концов, в положение полного расслабления.
    18.00—18.34 (и далее) – показывает упражнения. Это вполне заслуженное расслабление – одно из самых приятных состояний. К нему всегда нужно прибегать, когда вы чувствуете истощение от занятий на скрипке, но оно доставляет особенное удовольствие, когда вы завершаете им упражнения, кот. только что видели – т.к. после глубоко дыхания, растяжек, раскачиваний и упражнений на равновесие – теперь, когда мы принимаем это положение, наши конечности чувствуют весь свой вес, руки и голова лежат на земле, как будто бы они приклеены к земле. Это вызывает состояние – конечно, не сна, но очень близкое к нему; мы расслаблены даже в большей мере, чем во время сна, т.к. не происходит никаких сокращений мышц, никаких движений.

    19.40. В первом фильме мы рассмотрели и продемонстрировали несколько основных принципов, имеющих важнейшее значение при игре на скрипке. Я говорил о трех направлениях и непрерывности движения, которые мы используем; о важности растяжки, гибкости, сохранения равновесия и об умении контролировать окружающее нас пространство; я постарался разработать упражнения, которые бы “вживили” эти принципы в наши мышцы, наше тело, наши привычки. Так, чтобы, когда мы впоследствии будем говорить о скрипичной технике, мы могли бы применить эти принципы по отношению к мельчайшим деталям этой техники. Однако ошибочным был бы вывод о том, что эти принципы ограничиваются рамками технического и физического. Т.к. те же самые идеи в той же мере применимы и по отношению к нашему мышлению, и к нашему сердцу (чувствам, эмоциям). Т.к. мы говорим о расширении сознания (досл.: растяжении мышления); сохранении равновесия в нашем мышлении и эмоциях, так, чтобы мы могли тонко реагировать на мельчайшие эмоциональные события вокруг нас. Мы должны помнить, что мы живем в таком же 3-мерном сплошном (непрерывном) пространстве (континууме); и что работа нашего сознания и нашего сердца взаимосвязаны с работой нашего тела.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow