Р.Шуман “Крейслериана”-Е.Кисин

Понравилось?Расскажите друзьям
Общайтесь со мной

Один отзыв

  1. admin пишет:

    «Крейслериана» – программное произведение, имеющее литературную основу. Ею стал сюжет писателя-романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Гфман, сам музыкант, начал свой литературный путь с «Крейслерианы», а последним, так и не завершенным романом стали «Житейские воззрения кота Мура вкупе с фрагментами биографии капельмейстера иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими». Композитор Крейслер у Гофмана – идеалист, живущий только искусством. Этот образ близок Шуману увлеченностью музыкой как голосом романтически высокой страсти, иронии и бунта, направленного против понимания музыки как средства увеселения и развлечения. Бунт – самое подходящее слово для характеристики «Крейслерианы». Этот бунт был и в душе автора.

    «Крейслериана», после депрессивных «Я плакал во сне», «Флорестан и Эвсебия», удивила многих, даже жену композитора. Об этом произведении Клара Вик говорила: «Как прекрасна эта вещь, как много здесь юмора и в то же время таинственности. Меня изумляет твоя душа, все новое в ней» [1]. Эти слова еще раз наталкивают на мысль о том, что мировосприятие Шумана было загадкой и для него самого, и для самых близких людей.

    После прослушивания этого произведения у многих критиков сложилось чувство непонятости, недосказанности. Современник Роберта Шумана Ф.Брендель сравнивал это произведение с «ландшафтом, подернутым дымкой, из которой лишь кое-где выступают предметы, освещенные солнцем – это четко и ярко очерченный план и, наоборот, расплывчатый и исчезающий в бесконечной дали второстепенный план» [1]. Как раз этот «второстепенный план» и есть то смутное, иногда яростное, а местами и деспотичное состояние духа. Мы можем услышать лирическое волнение, переполненность душевной страстью [1].

    «Крейслериану» можно назвать «взрывом» творчества Шумана. Для этого произведения характерно сквозное развитие. Конечно, в нем есть определенный структурный, конструктивный план, но наиболее ощутимое, выразительное значение приобретает не движение к цели, развязке, финалу, а сам процесс чередования, смены образов, прерывистости и напряженности. Я думаю, что именно такое чередование было очень характерно для самочувствия Роберта Шумана, а именно: бурная реакция – повышенная трудоспособность – меланхолия – отторжение радостей жизни – депрессия. По мнению Антона Ноймайра, подобные перепады настроения и чувств являются симптомами шизофрении. Американский психиатр Питер Оствальд, знаток медицинских и музыкальных аспектов жизни Шумана, отмечает, что для композитора были характерны частые депрессивные состояния, связанные со страхом, которые сопровождались многочисленными физическими недомоганиями, сменяющимися периодами хорошего настроения и повышенной активности [3; 4, с.284]. Мнение Питера Оствальда подтверждает диагноз, который поставил Шуману доктор Груле.

    Проводя параллель «творчество – душевное состояние», можно сделать еще одно наблюдение. В «Крейслериане» отсутствует главная тема, но есть господствующий образ, а также множество побочных партий, которые, переплетаясь между собой, как бы напоминают нам о том, что бунт, переживания и сомнения в душе автора еще не дошли до итоговой, критической точки, еще не пришли к своему логическому завершению. Хотя, когда слушаешь это произведение и вдумываешься в него, то в тех фрагментах, когда музыка уходит в нижний регистр, возникает чувство, что она звучит из преисподней. Она наполняется такими красками, что кажется, будто Шуман уже прочувствовал границу между жизнью и смертью и знал, что находится за этой чертой. Но почему он смог это прочувствовать?

    Творчество Шумана, таким образом, дает нам возможность оценить замечательные психологические свойства искусства, в значительной мере утраченные поздним музыкальным романтизмом. Слушая произведения Шумана, мы можем почувствовать, что автор постоянно пытается критиковать, анализировать себя, бороться со своими не самыми лучшими качествами. Подчас создается ощущение, что автор сам задает себе какие-то вопросы и не всегда находит на них ответы. «Крейслериана» – одно из самых личных, интимно-лирических произведений. Чувства Шумана отразились в нем наиболее полно, четко. Полностью можно согласиться с Д.В.Житомирским, называющим его «Шуманиана» [1]. В то же время, при всей своей субъективности, это произведение лишено самолюбования, самовозвеличения.

    Открытым остается вопрос, что в набольшей мере определило облик творчества Шумана: болезнь, принесшая ему много горести и погубившая его, или же позитивное начало? В какой-то степени и то, и другое. Шуман был гениален, и до сих пор ни медицина, ни философия не могут объяснить, что за болезнь – гениальность.
    Статья с сайта http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=782

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow