Н. Римский – Корсаков- симфоническая сюита “Шехеразада”(учебный материал)

Симфоническая сюита «Шехеразада» Н.Римского- Корсакова (1888г) – произведение программное, написанное по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Она состоит из из 4-х частей, объединенных единым поэтическим замыслом, общими музыкальными темами. Так, тема рассказчицы Шехеразады появляется во всех частях. Сочиняя сюиту, композитор вначале предполагал дать каждой части свое название. Однако позднее он от этой мысли отказался, считая более полезным, чтобы слушатели свободно следовали своей фантазии.

Первая часть.

Первоначально называлась «Море и синдбадов корабль». Во вступлении звучат две контрастные темы: царя Шахриара- грозного и жестокого владыки- и прекрасной, юной Шехеразады. Первая тема исполняется струнными и медными духовыми инструментами в низком регистре. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. По своему мелодическому рисунку она напоминает затейливый восточный  орнамент, как бы «вьется».

Главная партия последующего сонатного аллегро- образ волнующегося моря. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки- отважного путешественника Синдбада, сохраняя свой суровый, решительный характер. С ней ярко контрастирует светлая побочная – тема синдбадова корабля. Мерное и тихое чередованиемягких аккордов у деревянных духовых инструментов с неповторимо своеобразным звучанием бесполутонового лада в мелодии передает плавное покачивание5 корабля на волнах океана. И снова море волнуется и бушует(заключительная партия). Вслед за видоизмененной репризой следует заключение – кода. Тема Шахрияра здесь светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде еще один день жизни, чтобы услышать продолжение. Симфоническое развитие этой части отличается большой динамичностью. Все темы изложены неустойчиво, текуче. Это способствует созданию впечатления непрерывного движения, изменчивости, характерных для морской стихии.

Вторя часть.

Первоначальное название ее было такое: «Фантастический рассказ Календера- царевича». Вновь звучит голос Шехеразады. Она вспоминает новую сказку. Но поскольку далее сказка ведется от первого лица,на первый план выступает новый рассказчик-Календер. Вот почему солирующую скрипку сменяет другой инструмент- солирующий фагот. Основная тема второй части построена на интонациях восточных народных песен и вначале звучит спокойно ,повествовательно. Далее следует несколько ярких симфонических вариаций. Переходя от инструмента к инструменту, меняя гармоническое изложение, тема получает новый облик. Она как бы повествует о разных событиях.

Средина части ярко контрастна. Слышатся тревожные фанфарные призывы(тромбоны). К концу музыка переходит в марш, она становится все более драматической. С наступлением репризы повествовательная тема звучит уже не так спокойно, как раньше. В заключение появляется грозная тема Шахрияра.

Третья часть.

-«Царевич и Царевна»- носит лирический характер. Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления. Первая тема – Царевич- широкая, напевная- напоминает восточную народную мелодию.Вторая тема(Царевна) танцевального характера- создает грациозный, светлый образ. В середине части появляется тема Шехеразады, рассказавшей еще одну удивительную сказку. Задумчиво звучит голос скрипки. Для музыки всей  части характерен восточный колорит.

Четвертая часть.

- «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Слышится гневный голос Шахрияра- ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку.Доносится шум праздника в восточном городе. Основнаф тема четвертой части- в характере восточного танца, в ритме лезгинки. Среди множества мелькающих образов можно уловить темы Царевны из третьей части и тревожного марша из середины второй части.Постепенно музыка становится все более драматичной. И вот уже все  заполняет грозная и могучая тема моря. Разбушевалась грозная стихия. Наступает кульминация. Затем все стихает. Успокаивается и нет уже корабля Синдбада, он разбился во время бури. Звучит тихая грустная тема Шехеразады и укрощенная ,покоренная ею тема Шахрияра. Он даровал жизнь прекрасной и мудрой рассказчице Шехеразаде.

Все части сюиты контрастны. Но вместе с тем они объединены двумя основными темами (Шахрияра и Шехеразады).

«Шехеразада» – одно из любимых произведений симфонической музыки во всем мире.

Понравилось?Расскажите друзьям
Общайтесь со мной

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow